Срочная новость: сравнивать мобильные ОС стало больше не интересно. Apple и Google сделали свои ОС удобными, функциональными и неприлично похожими друг на друга и сосредоточились на других проектах. Прочие игроки, включая Microsoft. BlackBerry и Canonical. один за другим сходят с дистанции. Всё, что можно сделать с iOS или Android в новых версиях — подкрутить шестерёнки для пущей производительности, допилить софт, который всё реже привносит революционные изменения, и всё — тупик. Как самые популярные мобильные ОС дошли до такой жизни и ждут ли их революционные изменения в будущем — попробуем разобраться.
Исходный код
Для начала немного матчасти и истории. Хорошо известно главное различие двух операционных систем: Apple, в отличие от Google, полностью контролирует исходный код своего детища, открывая сторонним разработчикам доступ только к отдельным элементам. При этом Стив Джобс неоднократно критиковал Android за открытость и, как следствие, чрезмерную усложнённость, но история показала, что любой подход может обернуться как благом, так и проклятием. К этому мы ещё вернёмся.
iOS впервые была представлена как iPhone OS 1, «мобильная версия Mac OS», вместе с самым первым смартфоном компании 9 января 2007 года. Как и «настольная» операционка Apple, iOS построена на двух основных компонентах, разработанных Apple и NeXT, — это ядро XNU и система Darwin, которая формально соответствует спецификации SUSv3 «юникса», не будучи им как таковым ( «X is Not Unix», всё-таки). При этом XNU и Darwin, в отличие от iOS и macOS — системы с открытым исходным кодом.
Рабочий стол iPhone OS 1
Закрытость iOS позволяет Apple контролировать не только собственный софт, но и сторонних разработчиков. Например, несмотря на бесплатность iOS SDK и среды разработки Xcode, каждый разработчик вынужден платить 99 долларов в год за возможность использовать эмулятор Apple-устройств и размещать свои приложения в App Store. До марта 2008 года, когда SDK был выложен в открытый доступ, сторонние разработчики не могли писать приложения под iPhone OS в принципе, магазин приложений появился только во второй версии ОС, и на этот шаг Стив Джобс, не желавший, чтобы в его системе копался кто-то вне Apple, пошёл скрепя сердце.
Путь Android на мобильный рынок был куда более тернист. Изначально приобретённая компанией Google в 2005 году Android Inc. работала над ОС для кнопочных телефонов с GPS. Однако презентация iPhone сломала команде во главе с Энди Рубиным все планы. Систему пришлось срочно перекраивать, и только в сентябре 2008-го вместе со смартфоном HTC Dream (он же T-Mobile G1) была представлена первая полностью рабочая версия Android. На исправление самых явных ошибок и ключевые доработки ушёл ещё целый год — только к концу 2009 года можно было говорить о возможности всерьёз конкурировать с iOS. Немаловажную роль в этом сыграли Motorola и Samsung, поддержавшие Google и начавшие в том году выпуск девайсов с «зелёным роботом» на борту.
Рабочий стол первой рабочей версии Android
В основе Android лежит ядро Linux и, следовательно, сопутствующая детищу Линуса Торвальдса философия открытого ПО. Это означает возможность всем желающим взять решение от Google за основу и доработать в соответствии со своими представлениями, заплатив всего 25 долларов единовременно. Именно отсюда появился целый сонм сторонних прошивок и даже «собственных ОС» на базе Android, самая известная из которых — Cyanogen OS (а сегодня уже Lineage OS), выросшая из прошивки CyanogenMod. Вот только в момент появления Android на рынке в него мало кто верил, и даже HTC выпустила свой знаменитый смартфон только потому, что Google ей заплатила.
HTC Dream — первый массовый смартфон на Android
Apple, наоборот, обладала репутацией успешного революционера: на счету Стива Джобса числился первый массовый ПК Macintosh, первый моноблок iMac, а про тандем iPod+iTunes, который перевернул музыкальную индустрию и затронул несколько соседних, и говорить нечего. Этого было достаточно, чтобы миллионы пользователей хотели «телефон от Apple». Стив Джобс понимал, что не имеет права обмануть ожидания фанатов, поэтому его мобильная ОС изначально должна была быть идеальной. Отсюда и нежелание выпускать SDK, и закрытость исходного кода.
Двое из ларца, одинаковых с лица
Несмотря на фундаментально разные отправные точки и подходы к разработке, сегодня iOS и Android стали очень похожи друг на друга. Как это вышло? На самом деле всё просто. В мире, где технологии развиваются с сумасшедшей скоростью, а потребности пользователей растут чуть ли не в геометрической прогрессии, былые заслуги важны, но уже на следующий день они — история. Важно не то, что уже сделано, а то, что производитель делает дальше, куда движется, планирует эволюцию или революцию. За шесть с половиной лет, прошедшие с выхода первого iPad, Apple не сделала ничего кардинально нового, в том числе по части софта. То, что мы наблюдаем сегодня, — эволюция как она есть.
Схожесть iOS и Android становится очевидной, если отбросить в сторону лирику и бесконечные споры, копнуть глубже и понять главные задачи, которые выполняет любая операционная система. Их три: обеспечение корректного функционирования «железа», удовлетворение пользовательских потребностей и, наконец, обеспечение возможности нормально управлять всем этим добром. Для удобства сведём этот список к ключевым словам: оптимизация, функциональность и интерфейс.
Оптимизация. Нам, пользователям, неважно, как разработчик оптимизирует своё «железо». Нам важно, чтобы всё работало, а ещё лучше — «летало». Google и Apple сегодня справляются с этой задачей на одном уровне — не идеально, но требовать большего, видимо, пока бесполезно. Отметим, что перед поисковым гигантом в данном случае стоит куда более серьёзная задача: обеспечить работу ОС не только на топовых устройствах, но и на бюджетных вариантах, которые «яблочная» корпорация не выпускает в принципе.
Google Android One — решение для бюджетных моделей на развивающихся рынках
Всем нам хорошо известно, что уже через пару крупных обновлений девайсы с любой ОС начинают заметно подтормаживать, а затем их поддержка и вовсе прекращается. Однако в мире Android существует множество сторонних прошивок, и некоторые позволяют комфортно пользоваться устройством четырёх-пятилетней давности. Это не пустые слова: на смартфоне Samsung Galaxy Note 2, которым пользуется автор статьи, установлен и адекватно работает Android версии 7.1. Вышедший в том же году iPhone 5 официально обновляется до актуальной версии iOS, однако по субъективной оценке работает заметно хуже второго «ноута».
Функциональность. По части удовлетворения пользовательских потребностей iOS и Android также приблизительно на равных: они поддерживают все актуальные виды проводной и беспроводной связи и, соответственно, все возможности использовать их преимущества. За исключением того, что в iOS стоит искусственное ограничение на использование NFC, а также отсутствует поддержка OTG. Если же говорить о софте, то решительно невозможно представить, что такого можно делать на одной из этих «осей», чего нельзя было бы сделать на другой. В App Store и Google Play в равной степени присутствуют приложения для решения всех мыслимых задач, начиная с профессиональных и заканчивая всевозможными развлекательными, а также программы для работы с внешним «железом» вроде Apple TV или Google Chromecast.
Фрагменты главных страниц российских App Store и Google Play
Интерфейс. Вряд ли кто-то будет спорить, что по этой части Apple в течение нескольких лет была на целые световые годы впереди всех остальных, включая Google. Дизайн «яблочной» ОС был не только по-настоящему красивым, но и функциональным: скевоморфизм (схожесть с аналогичными реальными объектами) здорово помогал пользователям освоить тонкости работы с устройством. Однако после выхода iOS 7 с «плоским» дизайном и Android 5.0 с material design (на год позже, отметим ради справедливости) разрыв стал минимальным. И дело не только и не сколько во внешнем виде — всё-таки спутать системы не получится (опускаем некоторые сторонние Android-прошивки) — а в принципах взаимодействия пользователя и системы.
Окна настроек iOS 10 и Android 7.1
Обе системы на сегодняшний день имеют почти одинаковую структуру с минимальной внутренней иерархией, схожие центры уведомлений на основном экране и экране блокировки, очень похожие центры управления основными функциями, голосовые ассистенты и так далее — список при желании можно продолжить. Управляет пользователь системой логичным и естественным способом — тапами и свайпами, взаимодействуя с контентом фактически «напрямую».
При этом до сих пор система от Apple даёт пользователю меньше свободы по настройке интерфейса, чем «зелёный робот». Так, безмерно раздражает невозможность включать/отключать передачу данных на iPad в меню быстрых настроек, тогда как с Android-девайсами подобных сложностей уже давно нет. Приходится постоянно пользоваться сочетанием режима «Полёт» и включённым Wi-Fi — едва ли Стив Джобс мог бы такое допустить.
Что дальше?
Несмотря на все несовершенства, Apple по-прежнему пользуется гигантской лояльностью своих пользователей, гораздо большей, чем любой производитель смартфонов на Android. Это и неудивительно: исторически iOS предлагала гармоничное сочетание функциональности и удобства. Один раз настраиваешь девайс в соответствии с исчерпывающей инструкцией и больше ни о чём не думаешь: всё работает так, как решили разработчики, и никак иначе. Казалось бы, разработчикам виднее, только это типичный пример палки о двух концах.
Каждое крупное обновление iOS приносит новые функции, которые могут быть крайне полезными, но могут и доставлять неудобство. Например, вызываемое свайпом справа меню Slide Over на iPad — вещь полезная, но мешает при чтении электронных книг, где страницы перелистываются… правильно, тоже свайпом справа. Можно ли отключить Slide Over в приложении-читалке. Нет. Его нельзя ни отключить, ни настроить. Это лишь один пример: к сожалению, в 9-й и 10-й версиях iOS подобных противоречивых решений, от которых никуда не денешься, слишком много. Может, это одна из причин, почему нам действительно лучше не знать, что нас ждёт в iOS 11? Навскидку даже сложно сказать, чего конкретно мы ждём от этого обновления. Может быть, существенного функционального расширения кнопки Home? А ведь с Тима Кука станется банально встроить в неё дополнительный экранчик — как в последнем ноутбуке Apple.
Примеры сомнительных решений в последних версиях iOS: быстрое управление плеером,
вынесенное в отдельное меню, и неотключаемый Slide Over
Благодаря выпущенной Google бета-версии Android O. мы в курсе большинства предстоящих нововведений. Изменения, которые войдут туда, достойны крупного апдейта: оптимизация работы «железа» и расхода заряда аккумулятора, новые кодеки, небольшие изменения в интерфейсе… Всё здорово, даже очень. Только скучно.
Поддержка режима «Картинка в картинке» — одно из нововведений Android O
Эволюция привела обе ОС к общему знаменателю и завела в логический тупик. Пользователи уже имеют в своих устройствах всё, что может предложить сочетание «железо+софт», и именно поэтому очередные нововведения мобильных ОС нас мало интересуют. По крайней мере, до следующей революции, до следующего серьёзного вызова разработчикам, когда снова будет важно, кто, как быстро и насколько адекватно отреагирует на изменившиеся обстоятельства.
Пока же для пользователя нет существенной разницы между тем, какую выбрать «ось». Если опускать фактор лояльности, то до того момента, пока разработчики не позволят переносить покупки с одной платформы на другую (что уже отчасти сделано благодаря модели подписок), пожалуй, именно количество приобретённых в том или другом магазине приложений будет определяющим при выборе основной операционной системы.
картридер не видит карту памяти